Сайт

МБОУ «СОШ № 1»
г.Кольчугина

Владимирской области

 

Родителям

 
 
 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

Правильно говорят, что, если человек

талантлив, то талант у него многогранен.

Однако он должен еще суметь развить в себе

все эти дарования, отшлифовать

свои способности и правильно воспользоваться

ими с пользой для себя и для людей,

но удается это далеко не всем

и уж во всяком случае не сразу.

 

/Али Апшерони/

  Творческая одаренность

 

Что такое творческая одаренность, креативность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к креативным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Креативность - способность, изначально присущая ребенку. От того, насколько будут использованы возможности для развития творческих способностей, будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Забота о творчески одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

 

Очень важная проблема - выявление творчески одаренных детей

 

Во-первых, потому, что в семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются, по меньшей мере, непонятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Установка, характерная для бытового сознания, - видеть своего ребенка таким, как все.

 

Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических (заболеваний, обусловленных нервным, психологическим напряжением) заболеваний.

 

В третьих, одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у креативных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть «белой вороной» и их творческие возможности со временем нивелируются.

 

Проблемы адаптации,  стоящие перед

творчески одаренными детьми

 

1.                  Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

 

2.                  Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

  

3.                  Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

 

4.                  Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

 

5.                  Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

 

6.                  Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Одаренному ребенку просто необходимо эмоционально благоприятное взаимодействие, так как это способствует гармонизации его развития.

 

Что делать родителям?

 

Творчество - это внутренний мир человека. Хотите увидеть, что спрятано к кладовой души вашего ребенка, дайте ему возможность проявить творчество. Его работа покажет, как ребенок воспринимает окружающий мир, художественные произведения.

 

  Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.

  Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.

  Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания.

  Покажите ребенку, что его любят и принимают таким, какой он есть, а не за его успехи и достижения.

  Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.

  Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

  Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.

  Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.

  Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых дел. Приучайте ребенка к регулярному чтению.

  Со вниманием относитесь к его потребностям.

  Не дразните ребенка за ошибки.

  Хвалите за любые успехи.

  Учите его общаться со взрослыми любого возраста.

  Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.

 

Творческое развитие ребенка сугубо индивидуально. Позднее раскрытие художественной личности ребенка отнюдь не свидетельствует об отсутствии таланта. Человеку присуще на каждом возрастном уровне время от времени возвращаться к творчеству.

 

Развиваем креативность ребенка

 

Любовь - первое необходимое условие творческого начала. Любовь - ключевой момент в воспитании детей, она компенсирует недостатки воспитания, приносит одобрение и утешение, признание ребенка таким, какой он есть.

Праздник в школе - это общий праздник детей и родителей. Ведь он всегда в себе несет воспитание нравственности  у наших детей. Дети к нему готовятся, стараются на празднике показать все свои таланты.

   Родители тоже должны быть активны и разделять чувственность ребенка. Такие праздники сплачивают семью, делают ребенка более уверенным в жизни, пробуждают творческое начало внутри семьи.

Творчество - это всегда интересный и увлекательный мир. Предлагаем вам создать его у себя дома. В комнате для ребенка создаете уютный уголок. Это будет так называемое, творческое пространство - пространство мечты, фантазии, где ребенок может часто находиться один. Вы, взрослые, иногда будете посещать это пространство, чтобы поинтересоваться, как идут дела, задать новую цель деятельности, помочь, если в этом есть необходимость.

 

Будьте сами активны, и ребенок будет вас всегда радовать!

Личностные особенности

одаренных детей

 

При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку.

 

У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому важной задачей является правильная оценка предпочтительной стороны мышления.

 

Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью.

 

Дети с преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых.

 

Если у ребенка преобладают художественные способности - он отличается высокой ранимостью и требует индивидуального подхода со стороны педагогов. 

 

Для понимания особенностей развития творческих детей необходимо сместить акцент на создание условий для естественного роста и созревания одаренного ребенка, а не его одаренности.

 

Составитель: Стрельцова Н.А.

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Сайт создан в системе uCoz