МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ШКОЛЕ
Правильно говорят, что, если человек
талантлив, то талант у него многогранен.
Однако он должен еще суметь развить в себе
все эти дарования, отшлифовать
свои способности и правильно воспользоваться
ими с пользой для себя и для людей,
но удается это далеко не всем
и уж во всяком случае не сразу.
/Али Апшерони/
Одаренность
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
Очень важная проблема - выявление одаренных детей
Во-первых, потому, что в семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются по меньшей мере, непонятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Установка, характерная для бытового сознания, - видеть своего ребенка таким, как все.
Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний.
В третьих, одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть «белой вороной» и их творческие возможности со временем нивелируются.
Проблемы адаптации, стоящие перед одаренными детьми
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Одаренному ребенку просто необходимо эмоционально благоприятное взаимодействие, так как это способствует гармонизации его развития.
Поиск одаренных детей их выявление на ранних стадиях развития является одним из важнейших звеньев в общей программе работы с одаренными детьми.
В случае современной диагностики одаренности и проведения всех дальнейших шагов по развитию и обучению одаренного ребенка резко снижает вероятность «потерять» его как одаренного.
Адекватное обучение и развитие, периодическая диагностика, направленная на выявление качественного своеобразия одаренности и факторов, оказывающих непосредственное влияние на ее развитие, позволяют с наименьшими издержками эффективно реализовать присущий одаренному ребенку творческий потенциал.
Как искать одаренных детей?
I. Первый этап - выявление одаренных детей (учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов, что позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследованиях
II. Второй этап - диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом.
III. На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия - консультации и т.п.).
Одно из плодотворных направлений поиска одаренных детей и учащихся - диагностическая работа во время проведения очных интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, смотров, турниров, конкурсов и т.д.
Качества необходимые учителю для работы с одаренными детьми:
• быть доброжелательным и чутким; разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
• иметь широкий круг интересов и умений; быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
• иметь живой и активный характер; обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
• проявлять гибкость, быть готовым к постоянному самосовершенствованию, пересмотру своих взглядов;
• иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
• быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Личностные особенности одаренных детей
При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку.
У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому важной задачей является правильная оценка предпочтительной стороны мышления.
Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью.
Дети с преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых.
Если у ребенка преобладают художественные способности - он отличается высокой ранимостью и требует индивидуального подхода со стороны педагогов.
Для понимания особенностей развития одаренных учащихся необходимы следующие действия:
1. Сместить акцент с одаренности ребенка на саму личность одаренного ребенка.
2. Сместить акцент с процесса целенаправленного развития неких качеств или функций одаренности на процесс педагогической поддержки, создания условий для естественного роста и созревания одаренного ребенка, а не его одаренности.
Составитель: Стрельцова Н.А.
Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»
Методика для родительского исследования