РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
Правильно говорят, что, если человек
талантлив, то талант у него многогранен.
Однако он должен еще суметь развить в себе
все эти дарования, отшлифовать
свои способности и правильно воспользоваться
ими с пользой для себя и для людей,
но удается это далеко не всем
и уж во всяком случае не сразу.
/Али Апшерони/
Творческая одаренность
Что такое творческая одаренность, креативность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к креативным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Креативность - способность, изначально присущая ребенку. От того, насколько будут использованы возможности для развития творческих способностей, будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Забота о творчески одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
Очень важная проблема - выявление творчески одаренных детей
Во-первых, потому, что в семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются, по меньшей мере, непонятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Установка, характерная для бытового сознания, - видеть своего ребенка таким, как все.
Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических (заболеваний, обусловленных нервным, психологическим напряжением) заболеваний.
В третьих, одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у креативных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть «белой вороной» и их творческие возможности со временем нивелируются.
Проблемы адаптации, стоящие перед
творчески одаренными детьми
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
5. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
6. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Одаренному ребенку просто необходимо эмоционально благоприятное взаимодействие, так как это способствует гармонизации его развития.
Что делать родителям?
Творчество - это внутренний мир человека. Хотите увидеть, что спрятано к кладовой души вашего ребенка, дайте ему возможность проявить творчество. Его работа покажет, как ребенок воспринимает окружающий мир, художественные произведения.
• Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.
• Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
• Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания.
• Покажите ребенку, что его любят и принимают таким, какой он есть, а не за его успехи и достижения.
• Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.
• Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
• Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.
• Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.
• Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых дел. Приучайте ребенка к регулярному чтению.
• Со вниманием относитесь к его потребностям.
• Не дразните ребенка за ошибки.
• Хвалите за любые успехи.
• Учите его общаться со взрослыми любого возраста.
• Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.
Творческое развитие ребенка сугубо индивидуально. Позднее раскрытие художественной личности ребенка отнюдь не свидетельствует об отсутствии таланта. Человеку присуще на каждом возрастном уровне время от времени возвращаться к творчеству.
Развиваем креативность ребенка
Любовь - первое необходимое условие творческого начала. Любовь - ключевой момент в воспитании детей, она компенсирует недостатки воспитания, приносит одобрение и утешение, признание ребенка таким, какой он есть.
Праздник в школе - это общий праздник детей и родителей. Ведь он всегда в себе несет воспитание нравственности у наших детей. Дети к нему готовятся, стараются на празднике показать все свои таланты.
Родители тоже должны быть активны и разделять чувственность ребенка. Такие праздники сплачивают семью, делают ребенка более уверенным в жизни, пробуждают творческое начало внутри семьи.
Творчество - это всегда интересный и увлекательный мир. Предлагаем вам создать его у себя дома. В комнате для ребенка создаете уютный уголок. Это будет так называемое, творческое пространство - пространство мечты, фантазии, где ребенок может часто находиться один. Вы, взрослые, иногда будете посещать это пространство, чтобы поинтересоваться, как идут дела, задать новую цель деятельности, помочь, если в этом есть необходимость.
Будьте сами активны, и ребенок будет вас всегда радовать!
Личностные особенности
одаренных детей
При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку.
У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому важной задачей является правильная оценка предпочтительной стороны мышления.
Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью.
Дети с преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых.
Если у ребенка преобладают художественные способности - он отличается высокой ранимостью и требует индивидуального подхода со стороны педагогов.
Для понимания особенностей развития творческих детей необходимо сместить акцент на создание условий для естественного роста и созревания одаренного ребенка, а не его одаренности.
Составитель: Стрельцова Н.А.